Каяк с педальным приводом - преимущества и недостатки

  • Каяк с педальным приводом - преимущества и недостатки

Приводить в движение каяк с помощью мускульной силы ног придумали вовсе не велосипедисты. Главное преимущество таких каяков - свободные руки, что очень важно для рыбаков. Таким образом рыболовный каяк с педальным приводом стал логичным продолжением специализации каяка для определенных задач. Однако, там где появляется преимущества, рождаются и недостатки. Сегодня рассмотрим все плюсы и минусы владения таким каяком. 

 

 

Виды движителя

Каяки с педальным приводом делятся по типу движителя:

  • плавники (их еще называют ласты);
  • винт. 

Винт и плавники приводятся в движение ножными приводами разного типа. Винт вращается при помощи педалей кругового вращения, а плавники возвратно-поступательного. 

 

Каяки с винтовым движителем

Система очень напоминает лодочный мотор, только на верхней части дейдвуда стоит не двигатель, а педали. Педальный привод устанавливается и закрепляется в колодце перед райдером. 

Для удобства работы ногами сидя педали оборудуют ремешками по аналогии с велосипедными туклипсами. 

Первые суда с механическим движителем работали от гребных колес. Пароходы с такими колесами по бортам ходили по российским рекам до 70-х годов 20 века. Несмотря на ряд преимуществ, среди которых мелкая осадка, имели они один существенный недостаток. Коэффициент полезного действия гребного колеса редко превышал 30%. А КПД гребного винта доходит до 70%. При всех допущениях маломерных судов он все равно не опускается ниже 45%. 

Так что гребной винт - самый совершенный водный движитель. Но есть у него и минус. Первый - требования к глубине, лодка не может ходить по мелководью, пробираться через заросли или рыбацкие сети. Всегда есть опасность задеть подводное препятствие, намотать веревку или сети на винт. 

Подвесной лодочный мотор при столкновении с препятствием откидывается. Так что в худшем случае вы просто сломаете винт. А лодочный мотор, установленный в колодце, неизбежно выламывает, как минимум, свои крепления. Традиция установки моторов не на краю кормы, а в колодце ближе к центру возникла из-за необходимости стабилизировать парусное судно при волнении, чтобы мотор не выходил из воды. Но в таком случае мотор в колодце защищает киль и повредиться он никак не может. Каяк в данном случае ничто не страхует. 

 

 

Каяки с плавниками

Коротко их можно охарактеризовать, как более удобные и естественные. Здесь педали похожи на рычаги, которые нужно просто толкать вперед. Туклипсы уже являются обязательным элементом, потому что своим же усилием вы возвращаете педали назад. 

Рычаги приводят в движение вертикально расположенные плавники. Каждый из них с одной стороны имеет ведущее ребро жесткости, а с другой мягкий край. Именно по такому веерообразному принципу и работает плавник рыбы. Коэффициент полезного действия зависит от многих факторов. Ихтиологи утверждают, что КПД некоторых рыб может доходить до 90%. То есть практически все мускульные усилия уходят на движение. Но ласты аквалангиста или плавники каяка добиваются куда более скромных результатов. 

Немногочисленные тесты винтовых и плавниковых каяков показывают, преимущество первых. Каяки с плавниками идут медленнее, но более плавно и естественно. Что является значимым фактором при рыбной ловле. Вы можете перемещаться, не распугивая при этом рыбу. 

Минус плавников такой же, как и у каяков с гребным винтом. Они боятся мелководья. Но куда больше, чем винтовые. При навале на подводный камень или ствол затопленного дерева плавники можно легко сломать. 

 

Преимущества педальных каяков 

Главное преимущество - свободные руки. Покупая каяк для рыбалки с педальным приводом, вы можете легко перемещаться по водоему, не выпуская удочку из рук. Можете фотографировать, снимать видео, пить кофе или кефир из бутылки. 

Если вы не рыбак и не фотограф, то педальный каяк может дать вам большую скорость и дальность перемещения во время сплавов. Вы можете чередовать греблю веслом и греблю ногами. Как итог - уставать будете меньше, дистанцию проходить больше. 

 

 

Недостатки педальных каяков

Как мы уже говорили, все педальные приводы требовательны к глубине. Вам нужно спускать каяк с оборудованной пристани, либо спускать с пляжа и на воде устанавливать педальный привод. 

Столкновения с подводным препятствием даже на небольшой скорости могут привести к поломке. 

Второй минус - это цена. Каяк с педальным приводом стоит на порядок дороже. Вы переплачиваете за скорость и удобство. КПД гребли не превышает 20%, а КПД педального привода, как минимум, достигает 45%. 

Но прямая математическая логика здесь не работает. У водоизмещающего судна есть предел скорости. Его легко достичь и на веслах и на педалях, для дальнейшего же ускорения придется применять кратно большие усилия. Так что по большому счету педальный привод дарит больше комфорта, чем реального прироста в скорости перемещений. 

Третий минус - сложность спуска и подготовки. Обычный каяк вам просто нужно снять с багажника автомобиля и донести до воды. И он готов. Педальный каяк нужно сначала оснастить, либо спустить и потом оснастить. Приводы требуют обслуживания и ремонта. Это тоже определенные затраты времени и денег. 

Если вы готовы мириться со всеми этими сложностями, то покупка туристического или  рыболовного каяка с педальным приводом станет хорошей идеей. 


© 2017 - 2022 - "Blau See" - производитель снаряжения для активного отдыха. Все права защищены. Копирование запрещено